В нашей стране сохранилось очень много памятников садово-паркового искусства. Все они охраняются государством, в них ведется большая работа по реставрации сооружений уходу за насаждениями Сохранившиеся памятники садово-паркового искусства (сады, парки i прочие объекты) требуют самого бережного отношения при их использовании и научно обоснованного подхода к их восстановлению. Каждый дворцово-парковый ансамбль представляет собой объёмно-пространственную композицию, по -строенную по определенному замыслу со всеми стилистическими особенностями, отвечающими периоду ее создания. Дворцы, павильоны и парки являются частями одного целого, взаимно дополняющими друг друга. Завершенный облик ансамбли приобретали постепенно, так как от начала строительства и до создания выразительной композиции ансамбля, которую принято называть периодом расцвета, проходило 40—50 лет. В процессе последующего формирования одни ансамбли не подвергались изменениям, принципиально нарушающим первоначальный замысел, другие же переделывались, дополнялись в соответствии с требованиями иных стилистических периодов, т. е. испытывали последующие наслоения. Реставрация объектов садово-паркового искусства — это процесс творческий, он не сводится, за редчайшим исключением, к буквальному воспроизведению композиции периода расцвета. При сохранении стилистических особенностей ансамбля в целом необходимо, как правило, считаться с последующими наслоениями, с сохранившимися старыми деревьями, изменением назначения ансамбля, большими потоками посетителей и еще целым рядом факторов, вплоть до современных методов эксплуатации парка. Однако все новые требования должны быть так учтены, чтобы они не нарушали общего принципа решения ансамбля периода его расцвета. Реставрация исторических объектов требует от автора разносторонних знаний (истории градостроительства, архитектуры, садово-паркового и ландшафтного искусства, дендрологии, почвоведения, мелиорации и т. д.), достаточной эрудиции и воображения, чтобы на основании изучения совокупности исторических материалов суметь восстановить произведение искусства со всеми основными особенностями периода его расцвета. По определению арх. Н. А. Ильинской, термин «реставрация» в области ландшафтной архитектуры может быть применен в полном смысле этого понятия только к отдельным фрагментам и деталям. Что же касается объектов в целом, то в них в той или иной степени всегда имеют место элементы реконструкции. Поэтому правильнее было бы называть проекты реставрации проектами реставрации с элементами «реконструкция», что очень громоздко, и на практике это понятие стали заменять термином «восстановление». Под термином «воссоздание» в настоящее время понимается строительство заново полностью утраченной композиции. Термин «консервация» применяется в ландшафтной архитектуре в смысле сохранения и поддержания композиции парка без внесения каких-либо изменений в планировку и объемно-пространственное решение, но при этом в нем все же будет продолжаться рост деревьев и кустарников, и парк в какой-то степени будет меняться. Объекты ландшафтной архитектуры непрерывно изменяются — по временам года и на протяжении всего своего существования, переживая «юность», «зрелый возраст», соответствующий обычно периоду расцвета, и «старость». Периодически по достижении основными породами деревьев критического возраста снос их становится неизбежным. При этом происходит резкий контраст — на смену старым деревьям, с которыми люди сроднились, приходят молодые, в результате чего впечатление от объемно-пространственной композиции меняется. Методику восстановления каждого конкретного ландшафтного объекта автор проекта разрабатывает применительно к его индивидуальным особенностям, и в этом отношении никаких общих рекомендаций не бывает. Проекты восстановления исторических объектов ландшафтной архитектуры необходимо разрабатывать в проектных организациях, которые могут решать эту проблему комплексно, т. е. с ландшафтной, архитектурной и инженерной точек зрения. Приступая к работе по восстановлению исторического объекта ландшафтной архитектуры, прежде всего надо понять его назначение и использование в ближайшее время и в перспективе. Это определяется заданием на проектирование. Существующая практика использования исторических парков для разнообразных видов современного отдыха должна рассматриваться как явление временное, так как не решает полностью проблему отдыха горожан и в то же время губительно сказывается на состоянии и облике исторических ансамблей. Самой действенной мерой по сохранению исторических парков является строительство новых, так называемых «буферных» парков. Их надо располагать в непосредственной близости от исторических ансамблей на территориях, имеющих хорошие природные условия, что позволяет благоустроить их в относительно короткие сроки. В некоторых случаях для размещения активных форм отдыха можно использовать охранные зоны исторических ансамблей. |
Статьи >